Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома 4.2. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

Создатель теории — Т. Ньюком. Центральный тезис теории содержится в следующем. В то время, когда два человека позитивно принимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (или объекту), у них появляется тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снять появившийся дисбаланс. Появляется необходимость поменять или отношение к объекту, или к человеку. В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов разрешают только зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга (либо в их отношении к третьему лицу), но не разрешают определенно угадать будущую направленность трансформации их взоров. Помимо этого, разглядываемые теории предусматривают сотрудничество в триаде, а групповые процессы остаются за рамками изучения.

Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, разглядывает когнитивный диссонанс как один из основных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная сущность этих идей пребывает в том, что человек имеет тенденцию неизменно сравнивать себя с другими, причем чем более он подмечает расхождений в свойствах, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя. Внутреннее состояние человека наряду с этим оценивается как:

а) консонанс — согласованность в его когнитивной структуре;

б) диссонанс — переживание разногласия между знанием и поведением, между двумя кожный покров (элементами когнитивной структуры.) Наряду с этим существуют когниции двух типов — относящиеся к среде и относящиеся к поведению.

Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

Когнитивный диссонанс — несоответствие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого несоответствия. Существование диссо-нан-са, будучи психологически дискомфортным, приводит к стремлению умень-шить его либо мешать его росту. Проявление этого рвения включа-ет: изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.

Источниками диссонанса смогут выступать:

— логическая непоследовательность, другими словами логическая противоречивость двух суждений;

— несоответствие когнитивных элементов культурным примерам и нормам поведения;

— несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений;

— несоответствие прошлому опыту.

а) существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достигнуть консонанса;

б) личность избегает информации, содействующей росту диссонанса.

Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

Л. Фестингер пробовал измерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как функцию от важности (либо значимости) элементов для индивида. Неспециализированная величина диссонанса будет зависеть от весовых коэффициентов когнитивных элементов, подвергаю-щихся сравнению.

Помимо этого, на величину диссонанса смогут воздействовать следующие события:

— важность принятого решения;

— степень привлекательности отвергнутой альтернативы;

— однородность обстановок (объектов), подвергающихся сравнению (принадлежность сравниваемых объектов одному и тому же классу приводит к меньшему диссонансу);

Один из защитных механизмов в понижении диссонанса — рвение человека рационализировать свое решение, оправдать сделанный выбор. Меньшую объективность и громадную пристрастность в рассмотрении альтернатив по окончании принятия решения Л. Фестингер трактует как рационализацию решения.

Методами уменьшения диссонанса являются:

— изменение поведенческих элементов когнитивной структуры, в то время, когда из противоположных, амбивалентных точек зрения выбирается наиболее подходящее, или продуцируется интегративное суждение. В этом случае диссонанс выступает как фактор, мотивирующий трансформации в когнитивной структуре человека и, вероятнее — трансформации его последующего поведения;

— изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (мнения, убеждения других людей, каковые должны быть подвержены трансформации, поскольку они выступают диссонирующим причиной);

— добавления в когнитивную структуру новых элементов. Данный феномен избирательного подбора человеком особой информации, содействующей уменьшению диссонанса, в психологии называется селективной экспозицией.

В будущем в русле данной теории были экспериментально изучены следующие детерминанты происхождения когнитивного диссонанса:

— диссонанс как следствие согласия солгать;

— диссонанс как следствие преодоления соблазна;

— диссонанс как следствие агрессии;

— диссонанс как следствие непредвиденных негативных последствий выбора;

— диссонанс как следствие напрасных усилий.

Теория когнитивного диссонанса, обратившая внимание на ряд занимательных закономерностей и стимулировавшая предстоящие исследования психологического анализа конфликта и объяснения мотивации человеческого поведения, однако, имеет и ряд недостатков. Так, к примеру, анализ мотивирующих антропогенное поведение факторов сосредоточен на рассмотрении и взвешивании двух изолированных когнитивных элементов.

Не учитывается роль бессознательного, поскольку человек не всегда может конкретно выяснить, какие конкретно как раз когнитивные элементы приводят к диссонансу. Помимо этого, одни и те же факты смогут по-различному оцениваться человеком в зависимости от контекста, от конкретной итуации.

Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум)

Эта когнитивная теория растолковывает изменение отношения личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры в один момент к двум объектам.

Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

Авторы теории — Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка угадать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при рвении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого употребляется методика семантического дифференциала.

В базу методики положено предположение, что в жизни стимул, как символ, и стимул, как объект, ни при каких обстоятельствах не совпадают. Стимулами смогут выступать конкретные люди, события, явления, предметы, к каким так или иначе должен отнестись человек. Методика разрешает распознать отношение испытуемого к объекту на основании его отношения к символу. Причем отношение изменяется при вхождении слов в различные словосочетания. Испытуемый, выбирая из биполярных прилагательных — антонимов, фиксирует на особой шкале наиболее близкий ему ответ. Методика разрешает распознать направление и интенсивность отношения человека к объекту по трем факторам: оценки (хороший — плохой), активности (деятельный — пассивный), силы (сильный — не сильный).

Предположения, разрешающие прогнозировать финалы дисбалансных состояний человека, и составляющие сущность данной теории сводятся к следующему.

1. Дисбаланс в когнитивной структуре человека Р зависит не только от общего символа его отношения к двум другим членам триады, но и от интенсивности этого отношения.

Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

2. Восстановление баланса достигается трансформацией отношения Р к одному либо двум членам триады. Наряду с этим величина трансформации будет обратно пропорциональна интенсивности отношения.

Данная теория, как и все теории соответствия, не отвечают на ряд принципиальных вопросов, растолковывающих социальное поведение людей, в частности:

— о связи когнитивного несоответствия и мотивации, когнитивного несоответствия и поведения;

— о факторах, детерминирующих несоответствие;

Теория когнитивного диссонанса л. фестингера

— о сотрудничестве разглядываемых (значительно чаще трех) когнитивных элементов с более широким контекстом как социальным, так и всей когнитивной системой.