Сахарный диабет у подростков

СД у подростков, особенно на фоне пубертата, так же как и у детей младшего возраста, характеризуется очень нестабильным течением и требует громадных усилий при достижении компенсации заболевания. Но обстоятельства аналогичного течения заболевания и выход из данной ситуации в этих группах существенно различаются. Подростковый возраст есть весьма непростым периодом в жизни человека. На этом этапе происходят ответственные события: половое созревание и деятельный рост. Наряду с этим увеличивается уровень гормонов (гонадотропные и половые гормоны, гормон роста и др.), каковые снижают чувствительность тканей к инсулину и, тем самым, повышают потребность в гормоне.

Сахарный диабет у подростков

сахарный диабет 1 типа у детей

Как чрезмерно малые, так и чрезмерно громадные дозы инсулина приводят к увеличению сахара крови. Лишь при ежедневном многократном контроле гликемии и своевременной коррекции сахара крови возможно верно оценить и подобрать адекватную дозу инсулина.

Сахарный диабет у подростков

У здоровых людей в крови постоянно циркулирует маленькая концентрация инсулина, нужная для постоянного поступления глюкозы в мышечные, жировые и печеночные клетки организма. По окончании еды из желудочно-кишечного тракта в кровь поступает большое количество глюкозы. Для ее утилизации бета-клетки поджелудочной железы дополнительно вырабатывают нужное количество инсулина.

Исходя из этого для действенной инсулинотерапии принципиально важно максимально имитировать физиологическую секрецию инсулина.

С 80-х годов для имитации физиологической секреции инсулина у больных с сахарным диабетом 1 типа употребляется интенсифицированный либо базис-болюсный режим введения препаратов инсулина.

Базис-болюсный режим предусматривает введение двух видов инсулина, различных по длительности действия. В качестве базиса употребляется длиннодействующий инсулин. Его постоянная маленькая концентрация в крови нужна для усвоения клетками глюкозы между приемами пищи и ночью. Болюс маленького по длительности действия инсулина перед каждым основным приемом пищи нужен для утилизации той глюкозы, которая поступает в кровь по окончании еды. При введении болюсного инсулина принципиально важно добиться синхронизации пика активного действия инсулина с пиком всасывания глюкозы.

В конечном счете все лечебные мероприятия при сахарном диабете направлены на предотвращение развития острых и хронических осложнений. Вследствие этого стратегической целью и основным критерием эффективности инсулинотерапии у детей и подростков есть отсутствие всех осложнений сахарного диабета.

У здорового ребёнка поджелудочная железа способна производить адекватное для этого периода жизни количество инсулина. У подростков с диабетом требуется увеличение дневной дозы инсулина. Но повышенная потребность в инсулине не единственная обстоятельство нестабильного течения заболевания, т.к. лишь увеличение дозы инсулина у подростков, в большинстве случаев, не усиливает течение заболевания.

Большую роль в ухудшении течения заболевании играется, кроме недостатка инсулина, эмоциональная нестабильность ребёнка со склонностью к депрессивным состояниям. Этому факту (склонность к депрессивным состояниям) имеется объяснение. Любой ребёнок в полной мере естественно пытается к самостоятельности, дабы готовься к жизни взрослого человека. В большинстве случаев, окружающие, а также родные люди, не поддерживают его в этом рвении. Отсутствие собственного опыта, откровенное непонимание и, следовательно, отсутствие поддержки и помощи окружающих часто являются обстоятельством неудач, каковые случаются при попытке ребёнка в одиночку реализовать свое рвение к самостоятельности. Поэтому ребёнок теряет веру в свои возможности стать независимым человеком. В этом главная причина нередких депрессивных состояний и у здоровых подростков. В большинстве случаев, эти дети нуждаются в помощи психолога.

У подростков, больных сахарным диабетом, обстоятельств для формирования депрессивного состояния намного больше, а последствия этих состояний еще более важные. Значительно чаще это случается у подростков с сахарным диабетом, каковые заблаговременно не были подготовлены к трудностям пубертатного периода и не научены самостоятельно руководить своим диабетом на фоне свободного режима питания и физических нагрузок. Вследствие этого они не могут достигать целевых показателей компенсации заболевания и теряют веру в благоприятный финал заболевания. Такие дети в еще большей степени нуждаются в помощи психолога, т.к. как раз они чаще впадают в депрессию, а бывши в депрессивном состоянии, имеют низкий уро- вень мотивации на самоконтроль своего заболевания. Течение сахарного диабета в этих условиях катастрофически ухудшается. В аналогичных обстановках больной испытывает недостаток в наблюдении не только эндокринолога, но и психолога, и, быть может, психиатра.

Сахарный диабет у подростков

Часто, не видя другого выхода из данной ситуации, ребёнок пробует заглушить чувство неудовлетворенности качеством жизни либо кроме того свой ужас за жизнь, употребляя алкоголь либо наркотики. Конец данного пути у любого человека нам всем хорошо известен. У больного сахарным диабетом развязка наступает существенно стремительнее. В первую очередь, алкоголь и наркотики резко ухудшают функциональное состояние печени. Одновременно с этим как мы знаем, что здоровая печень есть непременным условием успехи стабильной компенсации сахарного диабета.

Все вышесказанное говорит о том, что любой больной ребенок и его семья должны быть заблаговременно ознакомлены с изюминками течения сахарного диабета на фоне пубертата, с обстоятельствами нестабильного течения заболевания и должны мочь справляться с трудностями данного периода. Тем более что риск развития сосудистых осложнений именно на фоне пубертата особенно велик. Вследствие этого нужно принять все вероятные меры, дабы не допустить обвала осложнений именно на этом этапе. Учитывая данное событие, нужно, дабы любой ребёнок, начиная с препубертатного возраста, обучался правилам управления сахарным диабетом на фоне свободного режима питания и физических нагрузок, каковые окажут помощь ему достойно, без тяжелых последствий, пройти этап пубертата. Тем более что по окончании пубертатного периода течение сахарного диабета стабилизируется, легче достигается компенсация заболевания и, следовательно, угроза риска развития осложнений понижается.

Вследствие этого крайне важно каждому ребёнку войти во взрослую жизнь без тяжелых осложнений сахарного диабета.

Итак, для достижения благополучного течения заболевания в пубертатном периоде и в течение всей последующей жизни нужна система предварительной подготовки детей препубертатного возраста, больных сахарным диабетом, и членов их семьи к вступлению в пубертат. Все дети препубертатного возраста в следствии обучения должны знать: 1.

Обстоятельства нестабильного течения сахарного диабета на фоне пубертата:

  • низкая чувствительность к инсулину и
  • высокая эмоциональная лабильность ребёнка.

Потребность в инсулине на фоне пубертата возрастает. Дневная доза инсулина в это время жизни образовывает в среднем 1,0 ЕД/ кг/сут. а в период весьма активного роста доза может увеличиваться до 1,2 ЕД/ кг/сут.

При выборе препаратов инсулина предпочтение направляться отдавать аналогам инсулина. Эти препараты разрешают наиболее точно син- хронизировать прием пищи и физические нагрузки с действием инсулина.

Вольный режим питания и физических нагрузок, каковые выбирают большая часть подростков, предполагают высочайшую степень мотивации на проведение самоконтроля с целью поддержания стабильной компенсации заболевания в течение всего пубертатного периода. Вследствие этого ко времени начала пубертата ребёнок по окончании обучения должен мочь:

  • вольно определять количество ХЕ в продуктах;
  • вычислить свой личный индекс соотношения инсулин/углеводы на период пубертата;
  • руководить сахарным диабетом на фоне физических нагрузок.

Сахарный диабет у подростков

Данный уровень умения разрешит четко определиться с дозой инсулина перед приемом пищи и на фоне физических нагрузок.

Более того, ребёнок в этом возрасте должен четко выяснить свои жизненные правила и, руководствуясь этими правилами, — свой путь в жизни. Наряду с этим направляться не забывать, что алкоголь и наркотики — это не выход из трудностей данного периода жизни. Это путь не сильный человека, и данный путь приведет лишь к трагедии.

Достойно прожить данный непростой период жизни ребёнок сможет лишь в том случае, если он выбрал путь активной полноценной жизни. На современном уровне наших возможностей в лечении и самоконтроле сахарного диабета это в полной мере решаемая задача. Нужно только поставить перед собой цель: достойно пройти данный период жизни, приобрести определенные знания и умение пользоваться этими знаниями и сформировать таковой темперамент, который окажет помощь преодолеть все трудности и достигнуть данной цели.

Ребёнок должен понимать, что без поддержки родных любящих людей сделать это будет намного тяжелее. Кроме того весьма сильные и независимые взрослые люди, в большинстве случаев, нуждаются и в понимании, и в поддержке. Тем более в этом нуждаются все дети, и в еще большей степени в этом нуждаются дети, больные сахарным диабетом. Этим детям особенно опасно выполнять необдуманные непоправимые ошибки. В этом замысле опыт старшего поколения им просто нужен.

Самым основным источником поддержки и понимания у любого человека есть его семья, реже — другие родные по духу люди. Вследствие этого крайне важно, дабы у ребёнка со всеми членами семьи сложились хорошие и доверительные отношения. Наряду с этим ребёнок должен не просто принимать а также ценить любовь окружающих, но и активно учавствовать в формировании для того чтобы рода взаимоотношений. Такие отношения не формируются в один сутки. Для этого нужно время, усилия и познание важности конечной цели — конфиденциальных взаимоотношений — обеими сторонами. В сложных случаях может пригодиться помощь психолога.

Итак, у ребёнка на современном уровне наших терапевтических возможностей имеется все условия чтобы удачно пройти период пубертата и с прекрасными результатами вступить во взрослую жизнь без осложнений, характерных для нестабильного течения сахарного диабета.

Но для этого нужно активное и грамотное участие самого ребёнка в лечебном ходе. Он должен в совершенстве владеть системой управления сахарным диабетом и неизменно иметь целевые значения гликемии и гликированного гемоглобина при обычном уровне дневной вариабельности гликемии. В этом случае ребёнку гарантировано высокий уровень качества жизни и, следовательно, продолжительная и активная жизнь.