Профессиональное самоопределение это

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. self-determination) — процесс и итог выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных событиях жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась только сфера опытного С. (да и то лишь в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный темперамент. Актуализация данной темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных трансформаций в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему — т.е. С. делается составной частью процессов, связанных с принятием человеком крайне важных решений (от поиска новой работы либо выбора сферы рабочий активности до выбора кандидатов в власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское «социальное пространство» от всего того, что образовывает духовное богатство современного общества (достояний всемирный культуры, философии, религии, искусства) — т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных «корней», принадлежности к культурным традициям и многому другому появляются неприятности С, обусловленные появившимся «вакуумом» в том месте, которое ранее занимала идеология. Человек как субъект собственной жизни, характеризуется жизненным С. — более широким, чем опытное, нравственное либо гражданское. Суть жизненного С. — включение в систему ценностей, каковые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально другой уровень — уровень жизненного «пути» уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои настоящие успехи и недостатки, человек пытается к самосовершенствованию при помощи собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него появляется потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. А расширение границ собственных возможностей имеется управление развитием, которое возможно обрисовать формулой: «С. + самопреодоление». С. возможно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию планов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-совершенного и Я-настоящего, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Сущность процесса С. и пребывает в актах обнаружения и утверждения личной позиции в проблемных обстановках, в то время, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные либо прагматические решения. Итог С. — выход человека на цели, направления и методы активности, адекватные его личным изюминкам, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое назначение. Обстановка С, а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как необычная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. обрисована как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое событиями (ситуативное пространство); как социальное воздействие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса «дела», вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве метода С, побуждением к которому помогают оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий независимой деятельности, установление ограничений на личные планы в ходе рефлексии их реализации. Помимо этого, рефлексия является ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыс-лекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наровне с процессом передачи знаний происходит и другой процесс — передачи способов С. Образование делается той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. Им не имеет возможности выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а только образовательный материал (предметы, явления, знаки, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в ходе выбора, изучения и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к таковой работе с обучающим, воспитывающим материалом, каковые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их сотрудничество, взаимовлияние.

Профессиональное самоопределение это

— англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Познание либо детерминация субъектом собственной природы либо фундаментальных свойств. 2. Сознательный акт обнаружения и утверждения собственной позиции в проблемных обстановках. 3. Право нации, народа и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне.

(англ. self-determination) — процесс и итог выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных событиях жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась только сфера опытного С. (да и то лишь в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный темперамент. Актуализация данной темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных трансформаций в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему — т.е. С. делается составной частью процессов, связанных с принятием человеком крайне важных решений (от поиска новой работы либо выбора сферы рабочий активности до выбора кандидатов в власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советско.