Проблема смысла жизни в философии

Вопрос о смысле жизни, счастье, которое обычно и выступает наиболее значимым критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни сводятся все жизненные ориентации, и каждая деятельность человека.

Проблема смысла жизни в философии

Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает характерные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего нужна предписываемая ими деятельность.

Необходимость постановки и решения проблемы о смысле жизни вызвана конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы людской жизни. Но, смерть имеет и позитивное значение, потому, что упорядочивает жизнь, формирует определенный уровень ответственности перед самим собой и обществом. Осознать жизнь возможно только тогда, в то время, когда возможно ее утратить. Во всемирной культуре с старейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам. В Индии, как в древности, так и Сейчас погибшего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, не считая души, которая перерождается. Изюминкой древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – из этого и рвение сохранить конкретное тело методом бальзамирования.

Необходимо четко различать понятия смысл жизни и цель жизни. В то время, когда перед человеком стоит цель стать, к примеру, доктором, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на тревожащий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им только интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих мыслях идет дальше: для чего необходимо стать доктором, инженером, ученым? Так, в случае если цель показывает на то, к чему человек пытается, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Т.е. существует ли логика жизненных поступков, приемлемая до конца жизни, поскольку в случае если ее нет, то переоценить возможно что угодно.

В истории философии традиционно возможно выделить три основных точки зрения на вопрос о смысле жизни. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека полный суть имеется что-то иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Всевышний сотворил человека по образу и подобию своему и задача человека открыть в себе божественные базы. В базе второго подхода лежит светское истолкование жизни. которое в базе своей восходит к той же религиозной идее, подвергнутой секуляризации. Человек способен переустроить мир на началах хороша и справедливости. Движение к этому яркому будущему и имеется прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придает суть людской жизни. Но, в рамках данного подхода существует узнаваемая оговорка – в случае если человечество поэтапно движется к какой-либо определенной цели в будущем, то прошлое и настоящее, поколения людей, жившие до этого преобразовываются всего лишь в источник, средство с целью достижения более большого этапа. А это со своей стороны ставит вопрос о том, оправдывает ли такая цель подобные средства. Субъективный подход предполагает, что жизнь по большому счету не имеет смысла, проистекающего из прошлого и будущего, тем более из потустороннего мира. Смысл жизни в самой жизни – т.е. в жизни самой по себе по большому счету нет никакого раз и навсегда заданного, в один раз определенного смысла. Лишь мы сами сознательно либо стихийно, намеренно либо невольно самими методами нашего бытия придаем ей суть и, тем самым выбираем и созидаем свою людскую сущность.

Проблема смысла жизни в философии

В понятии смысл жизни принято выделять 2 основных компонента: личный и социальный. Личный компонент характеризует значение жизни для самой личности человека. Это тот уровень материального и духовного развития, которого человек добивается в ходе жизни. Социальный компонент это значимость жизни личности для развития общества. Это то как человек способен принимать участие в рамках целого, соотносить свои цели с ним. Оба компонента взаимосвязаны и гармонично развиваются в человеке.

Неприятность смысла жизни и смерти связана с проблемой бессмертия. Анализ культурных традиций разрешает выделить три основных типа представлений о бессмертии – научное (физическое бессмертие тела), религиозное (бессмертие души), философское (духовное бессмертие, сохраняемое через культурную память). Философское познание бессмертия состоит не только в достижениях отдельных личностей, но и во вкладе каждого в публичное дело. Объективным критерием аналогичного бессмертия являются создаваемые и достигаемые личностью социальные ценности, различные блага, нужные для развития общества.