Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Нужным и предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, верное произношение всех звуков родного языка, конечно наличие элементарных навыков звукового анализа.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Но средством общения язык начинает помогать с появления первых слов (к одному году).

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи громадное значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее познание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова либо фразы. Слово на данной стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, владеющий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи продолжается до одного года, после этого сменяется периодом фонематического развития речи.
Р.Е.Левина наметила пара этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования узких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют пара уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие. под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с разными речевыми расстройствами из-за недостатков восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят громадную роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности принимать звуки речи (фонемы).
Р.Е.Левина писала, что узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития есть фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Уровень развития фонематического слуха детей воздействует на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия возможно разна. Возможно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень.
Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы не хватает.
2. Вторичный уровень.
Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий благодаря анатомических недостатков органов речи. Нарушено обычное слухопроизносительное сотрудничество наиболее значимый механизм развития произношения.
Темперамент нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР показывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, в то время, когда им предлагают, пристально слушая, поднимать руку в момент произнесения того либо иного звука либо слога. Такие же трудности появляются при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при независимом подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картин на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется пара состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к различным фонетическим группам;
  • невозможность выяснить наличие и последова¬тельность звуков в слове.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими изюминками:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

1. Отсутствие в речи тех либо иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются несложными по артикуляции, к примеру: вместо [с], [ш] — [ф], вместо [р], [л] — [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука либо за-мена его другим по артикуляционному показателю создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, родных артикуляционно либо акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения родных звуков, которыми владел различным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество не¬верно употребляемых в речи звуков может быть около солидного числа – до 16 – 20. Значительно чаще выясняются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; не хватает противопоставлены пары мягких и жёстких звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух либо нескольких артикуляционно родных звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].
Обстоятельствами таких замен есть недостаточная сформированность фонематического слуха либо его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, именуют фонематическим.

3. Нестойкое потребление звуков в речи. Кое-какие звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит верно, но в речи они отсутствуют либо заменяются другими. Время от времени ребёнок одно и также слово в различном контексте либо при повторении произносит различно. Не редкость, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое произношение одного либо нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука либо сказать без недостатков, а на слух не различать большее число звуков из различных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Обстоятельством искажённого произношения звуков в большинстве случаев есть недостаточная сформированность артикуляционной моторики либо её нарушения. Это фонетическое нарушения, каковые не воздействуют на суть слов.

Не считая перечисленных изюминок произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: неспециализированная смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, потребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Знание форм нарушения звукопроизношения оказывает помощь выяснить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях уделяют громадное внимание формированию артикуляционного аппарата, небольшой и общей моторики, формированию фонематического слуха и восприятия.