Акустико-мнестическая афазия

Афазия – это системное нарушение речи, которое появляется при органических поражениях мозга, охватывает различные уровни организации речи, воздействует на ее связи с другими психическими процессами и ведет к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Афазия включает в себя четыре составляющие – нарушение фактически речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, связанных с речью, изменение личности и личностной реакции на заболевание.

Обстоятельствами происхождения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия сосудистого генеза значительно чаще появляются у взрослых людей. В следствии разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии часто наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения. А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:

  • акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, появляющиеся при поражении височных отделов коры головного мозга,
  • семантическую афазию и афферентную моторную афазию, появляющиеся при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,
  • эфферентную моторную и динамическую афазию , появляющиеся при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При поражении речевых территорий происходит нарушение, так называемой, первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На базе первичного анализаторного нарушения появляется вторичный, кроме этого специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т.е. появляется нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т.д.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В базе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая обращение воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений ведет к тому, что больные не всегда сходу поймут у себя наличие речевого расстройства связанного с инсультом либо травмой.

При сенсорной афазии еле улавливается на слух корневая лексико-семантическая часть слова, в следствии чего обнаруживается утрата его предметной отнесенности. Но категориальная отнесенность слова возможно «воспринята. К примеру, услышав слово колокольчик, больной говорит: «Это что-то мелкое, а что не знаю. У больных при акустико–гностической сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего, появляется множество литературных и вербальных парафазий.

Обращение у больного на раннем возможно полностью непонятной для окружающих, она складывается из случайных комплектов звуков, слогов, словосочетаний, что взяло наименование «жаргонофазии либо «речевой окрошки.

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, теряется ритмико- мелодическую база. Период жаргонофазии длится не более 1,5 – 2 месяцев, неспешно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В изучении номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наровне с верным называнием наблюдаются попытки растолковать значение слова либо отыскать его через фразеологический контекст. К примеру, при назывании яблока произносится: «ну как же, я превосходно знаю, что это груша, не груша, кисленькое яблоко и т п.

При чтении появляется множество литературных парафазий, появляется затруднение в нахождении места ударения в слове, почему осложняется и познание прочтённого. Но чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная обращение нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Неотёсанные нарушения счета при сенсорной акустико-гностической афазии наблюдаются только на самом раннем этапе.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая афазия появляется при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит понижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, свойством повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (к примеру: рука-дом-небо и т.д.)

При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти есть основным недостатком, т.к. выясняются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает громадная инертность.

Нарушение объема удержания речевой информации, ее заторможенность ведет к трудностям понимания при данной форме афазии долгих, многосложных высказываний, складывающихся из пяти-семи слов. Больные еле ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, отключается в непростой речевой ситуации, не имеет возможности посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач. Данный факт должен учитываться при назначении таких способов лечения, как арт-терапия и т.п.

При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — появляются трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным понятием. Зрительное представление о предмете делается неполным, не дорисовываются те элементы предметов, каковые, с одной стороны, специфичны как раз для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (к примеру, слова носик, гребешок, ручка).

Больные знают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Но при всем этом они только фрагментарно знают обращение в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Обращение обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, и флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи выясняется более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают серьёзные трудности удержания в слухоречевой памяти кроме того фразы. Складывающейся из трех слов, наряду с этим они обращаются прося повторить любой фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая афазия появляется при поражении территории перекрытия трех долей коры головного мозга — теменной, затылочной и височной. В базе нарушения речи по типу амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова, обеднение ближних и далеких связей слова.

Семантическая афазия сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев. У больных с семантической афазией сохраняется познание элементарных фраз, передающих коммуникацию событий, к примеру: Дети идут в лес. Они будут собирать грибы. К вечеру, они должны возвратиться домой. Такие фразы смогут складываться из 7-11 элементов и быть вольно осознаны больными с данной формой афазии.

Больные хорошо знают значение отдельных предлогов, вольно кладут карандаш под ложку либо ложку справа вилки, но не смогут расположить три предмета. Больные не смогут ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа Коля выше Миши и ниже Васи.

Акустико-мнестическая афазия

Трудности появляются при семантической афазии в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих коммуникацию взаимоотношений типа брат отца — папа брата и т.д.

Больные затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, высказывающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Не знают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова, не обнаруживается в них переносный суть.

Экспрессивная обращение, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных лексических комплексов, отчего лексика делается семантически бедной. Бедность лексики выражается в редком потреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая интонация в речи отсутствует.

Письменная обращение отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Уменьшается потребление прилагательных. Часто наблюдаются неотёсанные нарушения счетных операций. Больные путают направление действий при решении многозначных арифметических примеров, они испытывают определенные арифметические трудности при действии с переходом через дюжина, еле записывают со слуха многозначные числа.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная моторная афазия появляется при поражении вторичных территорий постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной либо роландовой борозды.

Различают два типа данной афазии. Первый тип афазии отмечается при поражении постцентральных отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется полной потерей экспрессивной речи. Второй тип афазии отмечается у лиц, переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков ведет к хаотичным движениям губ и языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И наряду с этим слова тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В ходе комплексного лечения больных по окончании инсульта в клинике Времена года, отмечается стремительное восстановление понимания ситуативной разговорной речи, познание значений отдельных слов, возможностью исполнения несложных руководств. У больных длительно отмечается специфические особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением фонематического слуха. При данной форме афазии, появляются трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими неспециализированные показатели по месту слов со звуками, имеющими неспециализированные показатели по месту и методу артикуляции (неотёсанные — переднеязычные, сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих разные сложные пространственные отношения.

Трудности в понимании приводят к глаголам с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что разъясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием фонематических трансформаций (к примеру, мне-меня-мною).

Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В ходе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения довольно часто опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, родных по месту и методу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором варианте афферентной моторной афазии больные еле сохраняют порядок букв в слове, воображают их зеркальность, пропускают гласные либо же пишут сперва все согласные, а после этого уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии звука в слове, к примеру, пропуская букву ё, в слове ведёт, больной ставит две точки над д.

Акустико-мнестическая афазия

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

При поражении премоторной территории появляется эфферентная моторная афазия. Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными территориями коры головного мозга. В случае поражения вторичных полей ядерной территории двигательные навыки нарушаются, при сохранности отдельных движений появляются двигательные персервации. При нарушении различных отделов лобных долей появляются инактивность, персервации, продолжительность паузы в деятельности, мыслительные и двигательные процессы теряют плавность, динамическую либо кинестатическую сменяемость одного движения либо действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи.

У нескольких больных проходяших нейрореабилитацию по окончании инсульта в клинике Времена года среди других нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам и повторам. Это разъяснялось невозможностью своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а время от времени делают всецело неосуществимыми устную обращение, письмо, чтение.

Звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, делается тягучей, монотонной. Литеральные парафазии не свойственны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их большое количество в письменной речи.

Нарушение чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова либо фразы вероятна только при проговаривании слов по слогам. Нередки персеверации букв из прошлых слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах восстановления при независимом составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и показывающие род. При неотёсанных случаях, чтение носит угадывающий темперамент.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Данная афазия появляется при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи, полушария, блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. И для динамической афазии характерен основной речевой недостаток — это трудность, а время от времени и полная невозможность активного развертывания высказывания. Возможно заявить, что в базе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз.

В базе при динамической афазии лежит нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картине произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Смогут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов, особенно при воспоминании фамилий либо имен привычных людей, названий городов, и.т.д. Подсказ первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов. Испытываются серьёзные трудности при задании произвести обратный порядковый счет. К примеру, от десяти к одному.

Для динамической афазии характерно сохранное чтение и письмо. Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным, но при данной афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих построение замысла действий.

Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК (ишемический инсульт, кровоизлияние) содействуют не только нарушению речи в виде афазий, но и таким нарушениям речи как дизартрия.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью, иннервации речевого аппарата.

Клинические формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой как раз отдел двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических показателей. Внятность произношения понижается в связи с усилением слюноотделения и возникновением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи кроме этого нарушаются.

В зависимости от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация дизартрии по Е.Н.Винарской.

Бульбарная форма дизартрии

Обусловлена поражением ядер, корешков либо периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к утрата любых движений — произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить очаговый темперамент, соответственно, из акта произношения исключаются действия тех либо иных мышц. Ограничение движения мышц ведет к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков возможно делан выводы до 2-3. В речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения. Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарная форма дизартрии

Появляется при поражении пирамидных дорог на участке от коры до продолговатого мозга. При данной локализации очага поражения свойственны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более правильных мышечных движений. Определяется повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка, слюнотечение, оральные синкинезии. Обращение монотонная, смазанная, голос немодулированный.

Экстрапирамидная дизартрия

есть следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом мышц. Появляется дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и увеличения уровня его произвольности. Исходя из этого при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи.

Корковая дизартрия

Следствие очаговых поражений двигательных территорий коры головного мозга. Свойственны такие нарушения как дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, возможно саливация.

Акустико-мнестическая афазия

Мозжечковая дизартрия

Появляется при поражении мозжечка либо его проводящих дорог, обращение замедленная, толчкообразная, скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения темпа и плавности речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ помощь при АФАЗИИ для больных, проходящих нейрореабилитацию в клинике Времена года

В клинике Времена года в комплекс нейрореабилитации, кроме других способов лечения, для больных с нарушениями речи, предусмотрена логопедическая лечебная помощь. Каждому больному составляется личная программа для больного в зависимости от формы афазии (дизартрии). Программа ориентируется на особенности больного (возраст, пол, уровень образования, особенности опытных навыков до болезни и др.).

Моторная афазия афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование несложных коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.
  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.
  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.
  11. Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Акустико-мнестическая афазия

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Основная задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.
  1. Увеличение уровня общей активности больного. преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.
  2. Стимулирование несложных видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического структурирования.
  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в независимом устном и письменном высказывании.
  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.
  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением.
  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания логико-грамматических обстановок.
  5. Работа над развернутым высказыванием.
  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция устной речи.
  11. Восстановление чтения и письма.
  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь больным при дизартрии

  1. Логопедический массаж.
  2. Логопедическая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Коррекция звукопроизношения.

Смотрите кроме этого

Вялый паралич (парез) при спинальных травмах

Вялые параличи, в отличие от спастических форм, характеризуются более глубокими функциональными нарушениями двигательного аппарата и трофики мышц.

Цена лечения

Цена комплекса восстановительного лечения (а также: нахождение, питание, лечение) для детей и взрослых…

Клиника восстановительного лечения

Основная специализация клиники Времена года — комплексное восстановительное лечение (нейрореабилитация) для детей и взрослых, перенесших разные поражения головного и спинного мозга…