Абстрактно логическое мышление

Абстрактно логическое мышление

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Абстрактно логическое мышление

Наглядно-действенное мышление содержится в том, что решение задач осуществляется методом настоящего преобразования ситуации и исполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют свойство к анализу и синтезу, в то время, когда принимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в замысел образов. Характерно поэтам, живописцам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления содержится в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие черт объекта, происходит установка необыкновенных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление появляется в дошкольном возрасте, в то время, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на базе прочтённого, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, преподаватель развивает образное мышление у обучающихся.

Изюминкой абстрактного (словесно-логического) мышления есть то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не применяя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую идея: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и как раз словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление пребывает в познании законов, правил. Оно отражает значительное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления есть, к примеру, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они реализовывают красивую «интеллектуальную экономию» методом «сводки фактов к законам, а законов до теориям».

Теоретическое мышление время от времени сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных показателей, выделенных методом сравнения.

Абстрактно логическое мышление

Основная задача практического мышления есть физическое преобразование действительности. Оно время от времени возможно сложнее, чем теоретическое, поскольку довольно часто разворачивается при экстремальных событиях и при отсутствии условий для проверки догадки.

Кое-какие ученые на основании трех показателей — времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности либо неосведомленности) — выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Абстрактно логическое мышление

Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление. напротив, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

Абстрактно логическое мышление

В психологии различают еще реалистичное мышление. направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, и аутистическое мышление. связанное с реализацией собственных жажд, намерений. Детям дошкольного возраста характерно эгоцентричное мышление. характерный его показатель — неспособность поставить себя на позицию других.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница уверен в том, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности неизменно продуктивное, кожный покров.е. направлено на получение новых знаний. Но в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое снабжает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Не обращая внимания на это репродуктивное мышление постоянно требует обнаружения определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в стремительном темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в независимом оперировании ими.

Абстрактно логическое мышление

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление есть совокупностью тех изюминок психики, каковые снабжают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении господствуют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что разрешает видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает вероятным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования разных идей относительно неизвестных обстановок.

Абстрактно логическое мышление

Любой человек независимо от этнической принадлежности имеет творческое начало. Так, анализируя истоки национального характера украинцев, М. И. Пирен отмечает, что украинская эмоциональность, чувствительность, лиризм, каковые проявляются в песнях, народных обрядах, юморе, обычаях, есть базой творчества. Позитивные аспекты украинской эмоциональности воплотились в духовной творчества лучших представителей нации: Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича, П. Кулиша, Т. Шевченко.